Придорожный сервис в Беларуси: проблемы без перспектив.


                         Первые упоминания о придорожном сервисе было в 1994 году: Закон Республики Беларусь от 2-го декабря «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Закон регламентировал что называть обьектом придорожного сервиса, а также механизмы, с помощью которых все они взаимодействуют с государством.

                         Но результатов к продвижению данных услуг этот закон не дал.

В 2006 году  премьер-министр Сергей Сидорский предложил упростить выделение земель под обьекты придорожного сервиса.

В 2007 году принят порядок предоставления земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса, который регулируется Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

Тоже всплеска активности в строительстве обьектов придорожного сервиса не наблюдалось.

          На этот раз решили что, налогообложение республики, уровень которого, в известной степени, сдерживал привлечения инвестиций в эту отрасль.

          Дело решили поправить в 2008-м году. Владельцы будущих объектов придорожного сервиса Беларуси получили двухлетние налоговые каникулы и возможность получать льготные кредиты для строительства данных объектов и инженерной инфраструктуры. Согласно указу № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» в течение двух лет с даты ввода в эксплуатацию предлагалось освободить объекты придорожного сервиса от налога на недвижимость, а в течение 5 лет – от налога на прибыль (для организаций) и подоходного налога (для индивидуальных предпринимателей).

                 Все хорошо – но опять пробуксовки.

                  В январе 2011 года в Совмине состоялось совещание во главе с заместителем премьер-министра Анатолием Калининым, где опять-таки обсуждались проблемы, которые мешают придорожному сервису активно развиваться.

 

                  Было заявлено, что получить те кредиты, которые щедро обещал указ № 270 затруднительно, а точнее — невозможно. Напомним, что коммерческим банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предлагалось предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и реконструкции объектов придорожного сервиса на срок до пяти лет по следующим ставкам: по кредитам в белорусских рублях — в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка; по кредитам в иностранной валюте — в размере 8 процентов годовых.

                 В приватной беседе с одним руководителем подразделения Беларусбанка обозначилась эта проблема. Оказывается есть какая-то негласная внутренняя инструкция под любыми предлогами отказывать предпринимателям в предоставлении данного кредита. Например: попросят кредит в миллион  долларов – предоставь залог на три миллиона и т. п. И все понимают – если у предпринимателя есть залог в три миллиона долларов – то он не пойдет в банк, а продаст на миллион и будет строиться без всяких там процентов и другого геморроя…

                 Тех счастливчиков которые смогли бы получить данный кредит ждут свои подводные камни и первый из них – сроки кредитования. Согласно Указу №270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» , а также различных других официальных  документах принятых на различных уровнях от райисполкомов до облисполкомов (всевозможные возвратные субсидии) сроки кредитования колеблются в районе 2 –лет, хотя согласно расчетов белорусских государственных экономистов окупаемость обьектов придорожного сервиса составляет от 15 до 30 лет в зависимости от места расположения обьекта! Данные опубликованы в газете «Советская Беларусь» еще в конце 2009года. И банкиров тоже понять можно – там не дураки сидят –считать умеют!

                    Опять нестыковочка!

                    Что касается льгот: законом об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установлено, что к объектам придорожного сервиса относятся лишь те объекты, что расположены на расстоянии 100 метров от кромки проезжей части. Я на своем опыте убедился, что не всегда найдется подходящее место для строительства, подпадаю-щее под обозначенное расстояние.

                     Обещалось рассмотрение вопроса о направление части средств, получаемых от сбора платы за проезд по автомобильной дороге М-1/Е 30, на создание инфраструктуры строящихся объектов придорожного сервиса.

                     Даже на самой «продвинутой» автодороге Москва  — Минск – Брест — Варшава по заключению европейских экспертов – ни один придорожный сервис не соответствует даже минимальным нормам обслуживания. И если даже не обращать внимание на эту оценку (типа в Беларуси и так сойдет) то наши обьекты придорожного сервиса ,как правило, оказывают 1-2 услуги, тогда как любой европейский 7-10

 

                    По международным стандартам если турист на 1 доллар США основной услуги дополнительно тратит 3–5 доллара США, то туристический бизнес в стране окупается. У нас, увы, не спешат использовать возможность получать с приезжего гостя дополнитель-ные деньги.

                    Кстати – наши цены сопоставимы с европейскими – а вот качество и прибыль отсутствуют – нонсенс.

                    Причин этому много . Я их перечислял в разных своих статьях и обращениях по инстанциям не раз. И здесь не только налогообложение или трудности с получением участка. Даже в моем случае имея инвестора готового вложить в строительство многофункционального придорожного сервиса европейского уровня порядка 3-х миллионов долларов США  я так и не получил участок под различными глупыми предлогами!  Я вел переписку и с Советом Министров Республики Беларусь и с Администрацией Президента Республики Беларусь, участвовал в совещаниях Гродненского облисполкома, Госконтроля по поводу знаменитой Директивы №4, отправил им же письменные предложения об улучшении работы в этой области основанные на личном опыте  – результат ноль!

               Поэтому для себя я сделал вывод, что это никому не нужно! А все это словоблудие в прессе – показушное и как правило пишется  людьми очень далекими от темы.

               И это будет длиться до тех пор пока государство в лице чиновников различного ранга не начнет прислушиваться и отвечать запросам и пожеланиям тех групп людей для которых создается  и принимается тот или другой Закон, Постановление, Указ…

 

16 февраля 2012 г.                                               А.Н.Ковальков

Благодарю Вас за то, что поделились в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in ПРИДОРОЖНЫЙ СЕРВИС. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *